Оставаясь на земле, духом предвосхищай Царство Божие

О том, чем удивительны духовный путь и земное бытие преподобного Серафима Саровского, как относиться к смущающим и кажущимся неправдоподобными чудесам и «сказкам», об уроках преподобного Серафима нам, христианам XXI века, – беседа с насельником Сретенского монастыря, преподавателем Сретенской духовной семинарии, иеромонахом Андроником (Пантаком).

1. Преподобный Серафим Саровский.jpg
Преподобный Серафим Саровский

Жизнь в реальности Царствия Божия

‒ Отец Андроник, как вы думаете, можно ли говорить о феномене преподобного Серафима Саровского? И в чем именно проявляется его феноменальность?

‒ Вспомним годы земной жизни преподобного Серафима: он родился в 1754 году, отошел ко Господу в 1833-м. И феноменально как раз то, что многие важнейшие события этого времени проходят мимо него: и церковная секуляризация, и Отечественная война 1812 года, и волнения на Сенатской площади. Его житие совершенно никак не пересекается со всем этим. Он как будто пребывает в параллельной реальности – вневременной реальности Царствия Божия. И мы, читая его житие, забываем, что он был современником Французской революции, повсеместного распространения, в том числе и в России, вольнодумства; забываем, что он был современником наполеоновских войн (хотя помним, что преподобный молился во время Отечественной войны о победе русского оружия). Мы видим человека, который живет в каком-то ином пространстве, и пространство это наполнено не событиями, а чем-то иным. А ведь большая проблема нашей современной жизни – именно переполненность событиями: мы смотрим новости, реагируем на них… И потому для нас с вами особенно ценно настроение жизни святого Серафима, который наполняет свою жизнь не внешними событиями, а общением с Богом и познанием духовной реальности.

– А есть ли закономерность в том, что преподобный Серафим был прославлен именно в начале XX века – века грядущих катастроф мирового масштаба?

– Да, безусловно, промыслительно, что именно перед Первой мировой войной, перед последующей за ней революцией прославляется преподобный Серафим – человек, который умел жить параллельной реальностью: оставаясь здесь, на земле, духом умел предвосхищать грядущее Царство Божие.

Святость и «сказки»

‒ Известно, что Император Николай II с особой теплотой относился к преподобному Серафиму…

Николай II понимал: есть глубокая правда перед Богом в том, чтобы Серафим Саровский был прославлен

‒ Николай II почитал старца, знал о его святости и настаивал на его канонизации, несмотря на возражения обер-прокурора и членов Синода. Он понимал, что есть глубокая правда перед Богом в том, чтобы этот светильник, и так уже известный всей России, был прославлен и Церковью. Ведь канонизация – это следствие уже существующего почитания человека как святого. А вся Россия уже почитала преподобного Серафима, и были реальные чудеса, происходящие по молитвам к святому и на его могиле.

2. Император Николай II.jpg
Император Николай II

‒ А почему канонизация преподобного Серафима сначала не получила широкой поддержки у значительной части духовенства? Почему был против Синод и обер-прокурор Победоносцев?

‒ В личной святости преподобного Серафима обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, который не принял идею его прославления, не сомневался, говорил, что святость преподобного Серафима совершенно непререкаема. Но, к сожалению, в народе личность преподобного начала обрастать разными сказками, в том числе совершенно нелепыми. Поэтому и было некоторое опасение, что, если прославить преподобного, в сознании людей возникнет представление, будто Церковь принимает все эти околоцерковные басни. Победоносцев ссылался на апостола Павла: «бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4: 7).

‒ О каких нелепицах идет речь?

‒ Что, например, Царь-Колокол вылетит из Кремля и полетит по воздуху. Абсурд же! В чем смысл этого события?..

‒ Так как относиться к рассказам о медведе, стоянии на камне, падении с колокольни… И вообще было ли это?

‒ А разве мы любим преподобного Серафима за все это?

‒ Так ведь его изображают на иконах с медведем, на камне…

Человек, восходящий к духовному совершенству, преображает мир вокруг себя, и это чувствуют животные

‒ Такие события в жизни преподобного вполне возможны. Если преподобный Герасим Иорданский прекрасно общался со львом, то почему преподобный Серафим не мог прекрасно общаться с медведем? Другое дело, что какие-то записи об этом общении с медведем были приукрашены, возможно. Но есть такой феномен духовной жизни: человек, восходящий к духовному совершенству, преображает мир вокруг себя, и это чувствуют животные. И приходят к нему за помощью, за пропитанием и просто для того, чтобы пообщаться. Такое состояние мы видим у Адама и Евы в раю: они ходят среди диких зверей и совершенно их не опасаются.

По поводу стояния на камне. Нам может быть не важным, стоял ли святой Серафим ровно тысячу дней, приносили ли ему туда поесть или он приходил на камень молиться, а на ночь уходил к себе. Мы должны понимать, что преподобный Серафим молился постоянно, смерть застала его в молитве, на коленях. И даже в правиле, которое он дает мирянам, ‒ а это не только коротенькие молитвы, которые некоторые читают как «Правило преподобного Серафима», ‒ он просит в течение всего остального дня читать Иисусову молитву. Он и мирян просит непрестанно молиться. И рассказ о стоянии на камне – повторюсь: не принципиально важно, насколько точно передано само событие, действительно ли кто-то видел его молящимся на камне… ‒ так вот, этот рассказ как минимум показывает нам, что преподобный молился всегда. При этом мы не можем вот так отвергать и реальность самого этого события. Если кто-то искренне верит, что это было так, не думаю, чтобы в этом был какой-то духовный грех. Наоборот, почитание святого.

3. Преподобный Серафим кормит медведя.jpg
Преподобный Серафим кормит медведя

‒ А как относиться к Н.А. Мотовилову? Это человек, который в свой рассказ о преподобном Серафиме многое добавил от себя? Или же утверждения, что он якобы пребывал в глубокой прелести, – это оговор искреннего и честного христианина?

‒ Н.А. Мотовилов – личность неоднозначная. И к его словам нужно относиться целомудренно и с правильным трезвением. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым полностью соотносится со святоотеческой традицией и никоим образом не противоречит ни догматам, ни Преданию Церкви, ни христианскому настроению, которое сложилось за сотни лет церковной жизни. Когда же мы читаем о его пророчествах и каких-то других эпизодах, там есть вещи искушающие.

Беседа Мотовилова с преподобным Серафимом о духовной жизни содержит важные смыслы для нашей христианской жизни

Есть традиция относительно житий святых: какие-то вещи Церковь принимает, какие-то отвергает, потому что они чужды ей по духу. Вот беседу преподобного Серафима с Мотовиловым Церковь приняла как абсолютно согласную с ней по духу. Несмотря на осторожное отношение к личности Мотовилова. Ведь беседа с преподобным о духовной жизни содержит в себе очень глубокие, важные смыслы для нашей христианской жизни.

Путь к спасению у каждого человека свой

‒ Преподобный Серафим говорил: «С точки зрения духовной экономики, подражайте хорошим купцам, которые знают, от какого товара больше прибыли. Если у вас лучше получается молиться – молитесь и получайте больше благодати». Объясните, пожалуйста, смысл этих слов.

‒ Эти слова одни из моих любимых. Они отражают древнюю христианскую мысль о том, что путь к спасению у каждого человека свой. К сожалению, в современном православном сознании бытует представление, что спасаться можно только каким-то определенным образом: читать только такое молитвенное правило, вести себя вот так-то – допустим, быть постоянно сосредоточенным, задумчивым, постоянно сокрушаться о своих грехах и т.д. Мол, есть лишь один путь, который предлагается для духовного совершенствования. И когда мой ближний не укладывается в рамки этих представлений, у меня возникает искушение его научать, осуждать и всячески мешать его нормальной жизни. А если мы посмотрим древние патерики, то там опыт общения с Богом у всех людей свой.

В патерике есть рассказ о том, как два монаха совершили одинаковый грех, и их отправили на покаяние. И когда духовник пришел в конце этого срока к ним в отдельную пещеру, где они молились, он увидел, что один брат сильно сокрушается и плачет. «Почему ты плачешь?» ‒ «Я обидел своего Бога, мне от этого очень горько, и я испрашиваю у Него прощения». А другой был очень радостный и веселый. «А ты чего веселишься?» ‒ «Я согрешил, но Господь, несмотря на мои немощи, простил меня и очистил от моих грехов. Как же мне после этого не радоваться?» И тот, и другой образ духовной жизни патерик показывает нам как нормальные, возможные для человека.

И преподобный Серафим говорит: смотри, в чем твоя духовная жизнь лучше раскрывается. Кому-то удобнее больше молиться, кому-то удобнее больше поститься, кому-то удобнее больше времени положить на дела милосердия. Это не значит, что не надо молиться вообще, если у тебя плохо получается, или не делать дела милосердия, если ты интроверт и тебе тяжело с людьми, ‒ это значит, что нужно делать больше то, что у тебя лучше получается, потому что у каждого из нас свое устроение, свой характер, свое душевное расположение, и Господь не требует ломать себя через колено в вопросах, не связанных с борьбой с греховными вещами. Если у человека веселый характер, пусть он сохранит этот веселый характер и радуется; если он сосредоточенный – пусть он в своей сосредоточенности пребывает перед Богом. И кто-то больше прибыли чувствует от чтения Евангелия, кто-то – от частой исповеди, кто-то – от участия в Литургии и на этом делает акцент.

Эти слова преподобного дают нам надежду, что мы со своими характерами, немощами, с предрасположенностью к одному и нерасположенностью к другому все равно можем спастись, можем приобретать благодать Святого Духа, несмотря на то, что мы можем быть неспособны к подвигам какого-то святого.

‒ Это касается и каких-то талантов, увлечений человека – через них мы тоже приходим к Богу?

Когда вся наша жизнь проходит перед Богом, то и повседневные дела мы можем превращать в молитву

‒ Да, здесь очень важно понимать, что талант, способность что-то творить может использоваться человеком для удовлетворения каких-то нужд эгоистических, может использоваться, чтобы служить низменным силам, а может использоваться, чтобы через свое делание, через свои увлечения или творчество приносить пользу, по крайней мере окружающим, и служить Богу. Мы можем заниматься абсолютно любыми делами в своей жизни, если они нравственно не противоречат Евангелию: это может быть и программирование, и музыка, и стихосложение… – да все что угодно. Потому что мы сами можем вложить в наши занятия то настроение, которое нам важно. И если мы осознаем, что вся наша жизнь проходит перед Богом, то можем превращать свои повседневные действия в молитву.

4. Молитвенное стояние преподобного Серафима на камне.jpg
Молитвенное стояние преподобного Серафима на камне

Испытания – для духовного возрастания

‒ Преподобный Серафим потерпел много от людей: осмеяния, побои. Почему Бог попускает страшные испытания людям с такой чистой жизнью? В чем смысл этого?

‒ Иногда у нас бывают опасения, что Господь нам начнет посылать испытания, как у святых, или же бесы явятся и начнут нас бить, как преподобного Антония. На самом же деле Господь посылает какие-то испытания только тем людям, которым это будет полезно. Поэтому нам важно не бояться заранее каких-то вещей, которые с нами не произойдут. А святые доходят до такого состояния, когда наши обычные искушения переносятся ими спокойно и не склоняют ко греху, и, чтобы человек духовно возрастал, Господь может попустить и что-нибудь посерьезнее. Святые очень благодушно реагировали на искушения, попускаемые Богом, – тяжелые болезни, например, ‒ потому что они понимали: эти испытания не всегда попускаются Богом за какие-то грехи, а часто бывают для духовного возрастания.

Вообще люди – такие существа, что без внешних раздражителей склонны к духовной расслабленности, когда не предпринимаются усилия для духовного возрастания. Если мы, к примеру, свое тело совсем не будем утруждать, приведем в состояние полного покоя, то это грозит и полным расслаблением мышц и утратой дееспособности. То же самое происходит и с душой: свою душу мы склонны не напрягать, а расслаблять.

Смысл всех искушений и испытаний – в приобретении духовных дарований.

Молитва и Священное Писание – вот самое главное

5. Иеромонах Андроник (Пантак).jpg
Иеромонах Андроник (Пантак)

– Батюшка Серафим часто изображается таким добрым крестьянским дедушкой в лапотках, а ведь он был образованным человеком, много читал. У него даже была своя библиотека…

‒ Сразу внесу уточнение: у преподобного Серафима своего имущества не было никакого, в том числе и библиотеки. Но он действительно много читал: брал книги из монастырской библиотеки. А там была и историческая, и научная, и художественная литература. И преподобный, будучи, как он сам говорил, плохо научен грамоте, прочитал все эти книги.

Обычно мы представляем себе батюшку Серафима только со Священным Писанием в руках. Да, для него Священное Писание и комментарии к нему были главным чтением, и мы знаем, что в течение недели преподобный прочитывал весь Новый Завет. Много читал комментариев на Евангелие и апостолов, читал Псалтирь с комментариями. Но ведь он сам говорил Н.А. Мотовилову, что прочитал 5500 томов монастырской библиотеки. И хотя он прочитал много научной литературы, он остался человеком очень простым – это чтение оказалось полезным ему и в духовной жизни.

Тут еще один урок батюшки Серафима нам. Если мы читаем литературу, которая не связана напрямую с духовной жизнью, и занимаемся делами, напрямую не связанными с Богообщением и жизнью с Богом, это не значит, что они не послужат нам на пользу. Но! Святой Серафим всегда во главу угла ставил Священное Писание. И если во главе нашей жизни будет Христос и угождение Богу, то и все дела, и все наше чтение, в том числе чтение в интернете, могут приносить духовную пользу.

‒ А о чем говорит нам кончина преподобного Серафима?

‒ Это очень яркое изображение его духовной жизни: смерть застает преподобного в молитве, на коленях, со сложенными на груди руками. Многие святые умирали в своей постели, кто-то после долгой болезни, кто-то во сне, и не каждому Господь дает такое утешение – отойти в духовный мир во время молитвы. Получается, что душа преподобного, обращенная в молитвенном предстоянии к Богу, легко перешагнула грань духовного мира и предстала Престолу Божию.

С иеромонахом Андроником (Пантаком)

беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить